Автор сериала «Хипхоп в России от первого лица» в представлении не нуждается. Именно благодаря безвозмездной деятельности Саши Мёда на протяжении лет можно получить уникальную информацию о героях русского рэпа.
Мы пересеклись с легендой журнализма в Чехии на «Хипхоп-Кемпе». Это первая часть нашей беседы с камероманом. В продолжении будут ещё две.
Рифма Мира. Привет, Саша.
Саша Мёд. Привет.
Рифма Мира. Я сейчас не буду спрашивать тебя, как это всё началось и почему. Люди могут на твоём сайте всё почитать чёрным по белому. Я бы хотел с тобой поговорить о будущем русского рэпа, которое неизбежно.
Ты недавно на своём ЖЖ выдвинул такой тезис, что развитие русского рэпа на данный момент тормозится за счёт того, что не хватает учителей. То есть старые рэперы отходят на задний план, а накопленное знание они не передают, и молодежь начинает всё сначала.
Саша Мёд. Тут немножко не так. То есть старички — они отходят от дел, потому что они взрослеют. Уже многим к 30-и или за 30, то есть те, кто первые две волны были рэперов. И у них уже появились обязательства, семьи, дети. И для них хипхоп он тогда был хобби, не был никогда деньгами. Они всегда работали тогда и сейчас тем более. А то, что они были пионерами, первыми — потому что не у кого было учиться.
А то, что новое поколение сейчас появилось, там с волны батл-рэпа, например, или там какие-то другие самоучки. Они просто… Такое чувство, что они не изучают вообще, то что было. Я не говорю: «Это нужно слушать!», ну в смысле переслушивать, ставить на репит, как это модно вообще озвучивать. Но знать, что вот — корни, чтобы грубо говоря не повторяться или знать, как не надо делать или надо делать, стремиться к какому-то уровню — этого сейчас нет.
Но может быть это и к лучшему то, что такая новая волн сейчас вышла. Там в батлах 5000 человек участвуют и все читают рэп! Столько дисков в России вообще не продаётся. Ну там, единичные артисты. И всё. И вот он там 100 своих микстэйпов каких-то там напечатал и раздал друзьям. Никто ничего не покупает, это понятно. Это отдельная грустная проблема, которую можно часами тоже обсуждать. Хипхоп есть, но его и нет. Он вышел локально. Вот здесь мы можем почитать рэп и всё. Нет «юнити».
Раньше, в середине 90-х, было как: идёшь по улице в трубах и видишь другого человека в трубах или девчонку в «трубах», сразу — раз — познакомился. Сейчас такого нет. Я конечно понимаю, сейчас вообще молодёжная культура — она урбан-культура стала. То есть уже нет просто деления: рэперы, металлисты. Раньше было почётче. Сейчас всё перемешалось. Сейчас много стилей которые впитали в себя разные стили. Но всё равно, нет вообще просто какой-то доброты общения. Все как-то к друг другу настороженно относятся. Это и артистов касается и слушателей.
И в результате нет связи. Новое. Старое. Есть единичные новые артисты, они — известные. Есть единичные старые артисты, они — известные. А в общем хипхопа, какой-то систематизации логистики, нет вообще. Никто не хочет это объединять. Есть люди которые вкладывают деньги, но они естественно пытаются их отбить сразу. И поэтому тут сразу откаты в другую сторону вообще.
Рифма Мира. Поэтому я сразу задам вопрос, который связан с проблемой сообщества, проблемой единства. Существует несколько разных очень посещаемых сайтов в русском рэпе, где люди обсуждают исключительно рэп. Какой сайт имеет центральное значение?
Саша Мёд. Если мы говорим об обсуждениях, дискуссиях, то это безоговорочно «Хип-хоп.ру». По большей своей форме это форум. Это единственный русскоязычный форум, где обсуждается в основном хипхоп, рэп, ну и различные темы. Там больше всего людей и там именно идёт дискуссия. Дискуссия слушателя, в основном. Хотя бывает в дискуссию вступают и сами артисты. Не совсем звёздные, ну те, кто не против этого. Кто может дискутировать.
А информационные порталы, именно как новостные: есть конечно самый посещаемый — «Рэп.ру». Если у «Хип-хоп.ру» в районе 10000 посещений в день, но это именно те люди, которые приходят за информацией почитать какие-то анонсы и подискутировать на какие-то темы. То на «Рэп.ру» — около 20000. Есть какие-то: «Прорэп.ру», есть пиратский «Респекта.нет».
«Рэп.ру» — информационный, «Хип-хоп.ру» — дискуссионный . Остальные сайты — это какие то смеси. То есть «Респекта.нет», у которого посещаемость около 15000 в день — это портал, который просто вывешивает бесплатно музыку, то есть пиратский. У нас и не секрет что 99 процентов слушателей качают музыку. Хотя конечно качают все 100 процентов, а из этих ста, кто качают и слушают хипхоп, покупают диски, винил процента 2-3, в лучшем случае. Поэтому они посещаемы.
Люди, которые начинают вникать в культуру, в отдельные группы, начинают ходить по специализированным порталам. У меня есть портал «УГВ.ру», которому будет 8 лет осенью, он вообще на своей волне. Это — видео, фото. Это — два интернет-лейбла. Это не сравнится с 10000, у меня есть 450-500 человек. Эти люди знают, что они придут, там будет: свежие релизы для свободного скачивания или анонс какого-то нормального мероприятия, или фотоотчет, видеоотчёт с мероприятия, которое прошло. Это когда человек уже знает, куда заходить. То есть в избранном. Например, я в день должен зайти на пять сайтов.
Есть ещё аналитический портал «Кипитрил.ру», у него наверно 2000 есть посещаемость. Он как блог ведётся. На «Кипитрил.ру» могут поставить видео, написать мнение о клипе. Сайт ведут несколько авторов. То есть такой аналитический.
Каждому своё. У нас проблема слушателя, что он не увлекается, не копает. Я вот 15 лет в хипхопе копаю, копаю и понимаю, что мне ещё 15 лет не хватит. Там столько интересного.
Рифма Мира. Ты когда-нибудь слышал про сайт «Рифма Мира»? Если будешь копать в следующий раз, там даже может появиться твоё интервью.
Саша Мёд. Ну вот видишь, нет юнити. Коннекта нет.
Рифма Мира. Давай перейдём от слушателя к творцу. Артисты сейчас растут без классических лейблов, как это было раньше. У них нет поддержки взрослых дядей, которые в этом всём уже шарят. Молодые артисты в основном даже не хотят попадать под эту тяжёлую руку. Что бы ты мог им посоветовать, что им нужно обязательно сделать?
Саша Мёд. Если у начинающего артиста есть талант и харизма, то он будет замечен. Это не касается уровня, когда ты на районе у себя или в своём маленьком городе выступил три раза с двумя-тремя песнями для своих же друзей, и когда пьяные девочки помахали ручками — это ничего не значит. Сейчас 21 век. Сейчас есть пару песен или уже записанный альбом, то ты просто вывешиваешь это в интернет и ждёшь реакции.
Молодой артист может прислать демо, к примеру на «Рэп Мьюзик». Если ты попадёшь в десятку, то тебя даже пригласят и ты будешь биться. Как вариант. Можно попробовать вывесить свой материал в сеть, «В Контакте». Или на какие-то инди-лейблы, интернет-лейблы. Ну если это заинтересует лейблы, то может будет какая-то реакция. Сейчас такая тема, что может стрельнёт, а может быть и нет. Бывает хороший материал вывешивается в сеть, но нет реакции. А хороший материал. Бывает ни рыба, ни мясо, а он — востребован. Но это уже от слушателей зависит.
Самое главное, чтобы артист не заморачивался. Смешно выглядит, когда человек записал 2-3 песни и уже думает, что он должен выступать в других городах за «райдер», то есть уже за гонорар. Кто ты? Надо приземлённей ко всему относится. Если ты именно как поэт, читаешь свои текста, которые тебе в мысли приходят, то ты вообще не должен заморачиваться. Ты должен писать. Если ты не умеешь делать музыку, то должен найти себе нормального диджея или просто битмейкера, который тебе будет делать продакшн.
В принципе я могу сказать, что у меня есть два лейбла: «Ахули Рекордс» — инструментальная музыка, и «Рэпанет» — отдельный рэп-лейбл. Люди которые мне присылают свои альбомы, они пишут: «Я — битмейкер. У меня есть куча битов, но нет читал.» И также рэперы присылают мне микстэйпы, и я говорю: «У меня такой концепт, что микстэйпы мне просто не интересны.» Я решил от них с самого начала отказаться, чтобы продакшн был свой.
Рифма Мира. Правильно. Потому что это — не прогресс.
Саша Мёд. Очень часто берут продакшн Фифти Цента или Эминема. Ты слушаешь какой-то хит и начинаешь себя обманывать, что музыка-то крутая, а потом начинаешь разбираться, что читала-то совсем слабый. И как бы это всё уже не смешно.
Интернет. Сделай свою страничку, если там в России — «Вконтакте». Для зарубежных — «Майспэйс». Если есть какие то деньги, то можно сделать сайт «Своёимя.ру». Нужно понимать, что делая для себя и вывешивая материал, отдача возможно придёт. Но не местечковая. Вот это самое главное. Не заблуждаться, потому что друзья могут не сказать тебе, что ты делаешь говно. Это проблема многих.
Продолжение следует...
Источник: «Рифма Мира»
Фото: Андрей Зебро