Собираясь с мыслями для рецензии, пометил: "С Гуфом, как с Эминемом: когда ему плохо, поклонникам хорошо".
А сел писать — в твиттере попалось схожее: "Многие поклонники Clipse сегодня похожи на фанов Mary J. Blige, говоривших, что ее музыка была крута только когда певица находилась в депрессии и сходила с ума". Кажется, это справедливо и в отношении слушателей еще одного артиста, которые сейчас шпарят, как под диктовку: "Первым альбомом он поднял планку, бу-бу-бу".
Что уж тут поделать: Guf пишет о том, что прожил и прочувствовал, и как-то не получается вспомнить у него ни одного отвлеченно-абстрактного куплета. Все его творчество выдержано в жанре "проверено на себе, не пытайтесь повторить дома". Он был на Китайской стене и видел изнутри решетки Бутырки, залипал на лавочке в парке Репина и сидел втроем на крыше — он и два бокса шишек. И если вдруг в жизни Гуфа стало меньше жести, то понятно, что и новые куплеты не так остро щекочут нервы.
Градус напряжения снизился — но тексты Гуфа от этого не стали хуже. На "Домах" нет новой "Новогодней" и нет "Сплетен". Зато есть "Ice Baby". Говорят, что все песни о любви давно написаны. Поп-эстрада выработала эту шахту, но продолжает валить пустую породу. Написать человеческую, непошлую песню о любви смогли... ну, кроме Гуфа, получается вспомнить только Влади и Нойза. Для остальных это, как говорится, rocket science.
А еще есть "Для нее": тоже, в своем роде, песня о любви. В ней чувствуется медийный потенциал. И если клип получился не хуже песни, то этой работе предстоит долгая жизнь.
Если выделить самые яркие треки несложно, то отметить "лишние" не получается. "Дома" оказались ровной и цельной историей, слушающейся на одном дыхании: как хороший ди-джейский микс, как удачная театральная постановка. Скиты, что редкость, уместны и всякий раз несут в себе определенные отсылки.
"К трамвайным путям, району и бабушке добавились провода...", остроумно язвят в комментариях по поводу содержания. Все так. Тем удивительнее, почему это все так же интересно слушать. И если глобальнее — из каких простецких вещей Гуф обустроил свою рэп-историю с географией. Послушайте, он же вообще настолько просто складывает свои тексты. Настолько просто пишет. И в то же время умеет парой деталей дать целую картину. Недосказанностью предоставить простор для воображения. А это тоже редкий в рэпе скилл. Сравнение с американским артистом, чьи тексты не менее литературны, само просится на язык, но что-то рецензия и так грешит бесстыжим неймдроппингом.
"It Was Written" тоже хороший альбом, если перед этим не слышать "Illmatic", – остужает мой пыл Руслан Муннибаев. Главная проблема "Домов" в том, что слушатели преисполнены желания сравнивать. Сравнивать его с "Городом дорог", сравнивать биты Slim'а с инструменталами Miko. А сравнивать ничего и не надо, потому что нет чего-то поддающегося сравнению. Потому что это сейчас "ГД" кажется классикой — а весной 2007-го он никого не взорвал и не потряс, толпы журналистов не побежали за интервью и в билетные кассы не выстроилась очередь. Если забыли — освежите память рецензией. Вся это битломания началась с "Качелей" — вот тогда по инерции и до "Города" массы добрались.
Сегодня кажется, что песни с "Домов" будут ничуть не хуже качать залы. Что будут гореть глаза, а Гуфа будут упоминать как самого "собирающего" артиста. Вот тогда и станем сравнивать.
Время все расставит на места. Время покажет.
Треклист
1. Интро
2. Больше стаффа
3. Под балконом
4. Не все потеряно feat Баста
5. Заходит луна feat Принцип
6. Для нее
7. Провода feat Миг29
8. Skittles feat Бу
9. Ice Baby
10. Сверху видно все feat Тандем
11. Хм... (скит)
12. Metropolitan Mail
13. Надо лечиться
14. Калпак feat Мark
15. Было давно
16. Дома feat Ба
17. Аутро