Может кто-то уже и успел ознакомиться, ну... неважно...
http://www.rap.ru/ru/reading/id-31332
Автор: Андрей Никитин
Когда получаешь смс-ку про то, что Noize выступает на Арбате, трудно не свернуть с расписанного на день вперед маршрута.
И не отправиться просто посмотреть, зачем ему это надо — есть ведь телевизор, есть большие концерты, ну какие еще уличные выступления? Удалось не только посмотреть, но и расспросить. И не только про "арбатские чтения", а еще и про фест имени "ягуара", про песню для Жанны Фриске и про другие, более обыденные для интервью отечественного рэппера вещи.
Ах, Арбат, мой Арбат, ты мое призвание
Мы давно собирались сделать концерт на Арбате, в этом году не было еще ни одного. Так и не получилось выступить, как это бывало, в полном составе — с подключением и усилением, с гитарой, барабаном и клавишными. Но я сегодня осознал, что теплых дней уже не будет. Посмотрел на яндексе погоду и понял, что надо двигать. У меня с собой оказалась акустика, а вообще день я начал с того, что проснулся не дома и не дома у друзей, а в китайском ресторане на Таганке, куда заехал на часок вечером. День по всем признакам начался необычно и также необычно продолжился.
На Арбате очень интересно выступать. Тут нельзя войти в одну реку дважды. Как бы ты не общался на концерте с людьми со сцены и какой бы маленькой она не была, такого как на улице эффекта не достичь. На улице люди останавливаются рядом, поют - это уже и не мое выступление, а мое с ними.
Тут всегда много людей, которые видят тебя первый раз в жизни. Забавно, когда узнают, когда начинают сопоставлять происходящее с тем, что видят по ящику. В этот момент очень интересны выражения лиц, забавно мимические мышцы работают. Это весело — быть таким глюком, таким всплывающим окном в интернете.
Место на карте
А ты удивляешься, что в прессе предпочитают писать о группе Narkotiki, чем о Noize MC? Для меня все более, чем очевидно. Ты говоришь, что предпочел бы читать на этих страницах про Гуфа или Noize MC, но наше творчество слишком привязанное к реалиям, оно слишком бытовое для, скажем, журнала "Афиша". А Narkotiki — это позитивистский сюр и белиберда, это что-то менее приземленное. Я чувствую эту разницу и для меня происходящее совершенно неудивительно.
Ребята искренне делают то, что они делают. То, что их творчество такое хармсовское, с бессвязными на первый взгляд строчками, вполне соответствует тому, какие они люди. Диссонанса между артистом и его музыкой тут нет. Мне нравится их пластинка, гоняю периодически. Группа Narkotiki — это полнейшее тру.
Кем я восхищен, так это Василием Ноггано/Бастой. С таким х..вым стартом в глазах "мировой рэп-общественности"! Он же вообще себе отбил пятак феерически: отныне Баста может не просто записываться с МакSим – он может записываться с Юрой Шатуновым на слова Ильи Резника и с Андреем Разиным на подтанцовках. И вообще по барабану будет всем, потому что понятно, что есть Ноггано, а есть Баста. Сложно было поверить в успех этого мероприятия, когда появились первые треки Ноггано — а появились они, если память не изменяет, уже после подобной неудачной попытки Сереги.
Я в курсе творчества Басты лет с 15, я исполнял кавер на "Мою игру" с минусом, переделанным на Sony Playstation – аудио можно в инете найти. Но когда Баста появился с материалом "быть со мною так сложно, быть со мною невозможно", я подумал: "Боже, что это, как можно?" А потом Ноггано с блеском реабилитировал эту ситуацию. Можно сравнить разве что с творческим воскрешением группы Ляпис Трубецкой.
Все это нео-рок-н-ролл!
Мне трудно даются совместные треки рэп-формата. Их надо писать действительно вместе, а еще лучше — вместе прийти к идее трека. Распространенную схему, когда малознакомые люди пересылают друг другу акапеллы, я неоднократно опробовал, но чего-то дельного записать почти никогда не удавалось. Поэтому совместных рэп-треков практически нет. В конце концов, за мной с предложениями записать трек особо не бегают, да и у меня тоже времени бегать нет.
С рокерами немного иначе. Коллаборации с рокерами зачастую возникают в формате ремикса – берется некая состоявшаяся песня, которую я видоизменяю своим куплетом. Но это все равно люди, с которыми я в той или иной степени дружен. Активнее всего я дружу с Чачей из Наива – вот кто крут!
Многие рокеры видят в том, что мы делаем, настоящий рок-н-ролльный дух, который в самом рок-н-ролле несколько угас. Действительно, такого угара, когда артист выползает на сцену с гитарой и начинает рвать зал, уже не встретишь. Все больше чего-то обтекаемого, гламурного и аккуратного. Та же попса, только аранжировки другие.
Мои рок-коллаборации берут на "Наше радио", потому что там просто не крутят новых артистов. Такая политика – новых не брать. "Зачем новые артисты, если старые хорошие?" — это если перефразировать присказку "новые песни пишут те, у кого старые плохие". Но у меня, видимо, старые не очень, потому что я пишу много новых песен.
Мой следующий альбом будет сильно отличаться от предыдущего в музыкальном плане. Там даже будет парочка драм-н-бассовых вещей. Одна — олдскульный рагга-джангл, вторая — джамп-ап в духе Aphrodite. И все это под гитарные риффы. Весь долбеж, который в современной музыке есть, я попытался соединить. Тут и рок-угар, и рейв, и читка — такой вот нео-рок-н-ролл.
Драм-н-басс мертв, а я еще нет
Грустно, что драм-н-басс так и остался нишевой музыкой и что запал этого музла в мейнстриме не отражен. Мне нравится Pendulum, я в восторге от Aphrodite, который все песни сделал на одном драм-ките, такой Бенни Бенасси от драм-н-басса, но они дико качают. И нравится, когда в драм-н-бассе используют олдскульный хип-хоп, а случается это нередко.
У меня самого есть опыт работы на днб-вечеринках. На первом-втором курсе университета я периодически эмсиил за бесплатный вход. Нет, я не просто выкрикивал "rewind selectah, jungle iz massive". Я делал то, за что группа Prodigy х..чила Максима Риэлти – то есть читал длинные фристайлы раггой или исполнял свои песни.
Но не одним dnb - на альбоме будут гранджевые мотивы, будут песни от 120 bpm и выше, и классические хип-хоп вещи не исчезнут. В частности, песня "Певец и актриса", которую многие знают по концертам и по сэмплу из Земфиры, будет точно сделана с самостоятельным припевом. А там уж посмотрим. Получится — очистим права. Нет — будет одна версия на альбоме, другая — везде. Будет больше электроники. Мы наконец обзавелись нужными железками. Ну и играть слегка научились.
Опять будет много текстов от лица какого-то лирического героя. Потому что мне нравится сам прием, нравится одушевлять неодушевленное. И там в равной степени мои переживания и, скажем, социальная рефлексия. Будет своеобразный цикл антивоенных песен и будет научно-популярная фантастика. И вообще, альбом в итоге должен оказаться неким мультимедийным продуктом, но так заранее раскрывать все карты не хотелось бы.
Drug Kingpin
Многие хотят объяснений по моему выступлению на "JagaFest". В интернете кипели страсти, милиция нервничала. Ну что, это не было вирусной рекламой. Я не получил за это деньги — наоборот, отдал свои. Пострадал финансово я, пострадал финансово мой менеджмент, участвовавший в организации этого мероприятия. Именно это, насколько я понял, интересовало основную массу. А не какие-то моральные вопросы, которые рассматривались с позиции "какой Noize нехороший, получил бабла и еще пропиарился на этом".
Где-то за месяц до мероприятия мне поступило предложение написать гимн "Ягуара" от компании-производителя этого напитка. Мне на "мыло" прислали бриф, содержащий ключевые моменты, обязательные для отражения в тексте. В общих чертах, это был классический для рекламы месседж "без яги ты лох, выпей банку, стань крутым". Самый хуковый момент этого документа — описание целевой аудитории: "Молодые люди и девушки 16-25 лет (ядро 16-21), активные люди, прислушивающиеся к мнению знакомых, для них важно самоутверждение в жизни. Досуг проводят с друзьями, в летнее время на улице, зимой дома. Ходят на концерты любимых музыкантов. Для них важен лидер, который будет олицетворять то, чего они хотят в жизни и за которым пойдут". То есть получается, что я самой впечатлительной, доверчивой и несамостоятельной части своей аудитории должен с доброжелательным е...лом и авторитетным видом взять и впарить эту х...йню. Короче, я понял, что дело откровенно пахнет сатанизмом и отказался. Тем не менее, пиар-отделом "Ягуара" уже везде был размещён пресс-релиз, в котором чёрным по белому было написано, что я "зарядившись энергией JAGA, сочинил гимн" и бла-бла-бла. Несмотря на мои многократные просьбы убрать эту информацию из сети, никто ничего по этому поводу так и не сделал. А меня уже начали активно предавать анафеме. Конечно, можно было тупо отказаться от выступления. Но я счёл этот метод пассивно-невнятным, поэтому просто сочинил текст, целиком и полностью соответствующий всем пунктам брифа, только слово "Ягуар" везде заменил на "героин".
Некоторые восприняли буквально, что я пропагандирую героин. В постановлении суда так и написали: совершил действия, заключающие в себе пропаганду наркотиков. Самое печальное, что буквально это восприняла милиция. А эти ребята не любят копаться в смыслах, не в курсе метафор и аллегорий. ОМОН лютовал, грозили закрыть мероприятие, Кровосток вообще не выпустили на сцену, у организаторов — ах...й.
Поступил бы я так же, зная заранее о последствиях? Да, только сделал бы все чуть более... Мне казалось, что посыл предельно ясен, и когда вместо слова "ягуар" говорится "героин", то как-то по-другому это воспринять просто невозможно. Но будучи наученным, наверное, постарался бы доходчивее растолковать свою позицию. Наверное, там был бы еще и третий куплет. Во время которого меня бы уже ОМОН тащил со сцены.
Я тепло одета
Когда я поехал с первой Урбанией, когда начал участвовать во многих бэттлах и брать призовые фонды, когда начались более-менее стабильные концерты, я стал финансово независимым. А до этого мама присылала 2000 рублей в месяц, я на это жил, как-то тусовался в общаге. К третьему курсу я нашел где заработать свои 200 долларов, и как-то она поняла, что то, чем я занимаюсь — не просто баловство. А потом был контракт, потом был клип. Когда я стал мелькать по телевизору, ее это впечатлило.
Она слушает все, что у меня выходит, есть даже любимые песни. Был интересный разговор с ней такой. Говорит: "Писал бы ты сейчас песни форматные и конъюнктурные и нормально себя чувствовал". Мам, отвечаю, ну не чувствовал бы я себя при этом нормально. Хочется проговаривать какие-то вещи, делать какие-то заявления, на мой взгляд важные.
С гострайтингом для поп-исполнительниц — тут вот как получилось. У нас общий менеджмент с певицей Таней. И изначально мне предложили перевести ангоязычную песню, права на которую были для нее выкуплены. Стандартная мировая практика, в Швеции особенно много таких хитмейкеров, которые пишут треки на сторону. Я послушал, понял что переводить этот трэш не стоит, написал свой текст, получившийся забавным и удачным и предложил написать свое музло – потому что не понял, чего в нем такого феерического, чтобы платить десятки тысяч долларов. Это оказался довольно интересный опыт, и теперь время от времени я этим занимаюсь.
Технология такова: ты пишешь песню, ее принимают, выплачивают тебе некую сумму и на время все замолкает.Далее с ней возятся какие-то лондонские продюсеры, какой-то лабух в Лондоне досконально переигрывает твою гитарную партию, подбирает ее, мучается. Потом записывают вокал, "по буквам собирают наши песни скрупулезно", а через полгода на это снимается клип. Однажды утром на кухне ты врубаешь телик, а там песня, которую ты полгода назад написал. А еще иногда это становится хитом, крутится везде, как вот эта песня с Жанной Фриске.
Я не думаю, что "растрачиваю на это талант". Здесь все другое, другие образы и другие литературные приемы, которые в моем творчестве никогда бы мне не пригодились. Когда сочиняю, я отталкиваюсь от того, что еду в маршрутке, поет какая-то телка и что бы это такое могло быть, чтобы мне не было противно ее слушать. Но отголоски моего творчества, естественно, слышны, потому что ведь это я делаю.
Вместо эпилога
Банально заявлять, что я повзрослел и на какие-то вещи стал смотреть иначе. Глубже воспринимать какие-то проблемы. Я уже не воспринимаю мир таким враждебным по отношению к себе, как это было раньше. Мне кажется, осознал те вещи, которые я не могу изменить, и перестал париться на эту тему. Я не собираюсь, к примеру, больше оголтело срать гламур, потому что и так понятно, что это говно, и где я, а где вся эта движуха? И лишний раз нападать на такие явления — только показывать свою косвенную к ним причастность. Тем не менее, новый альбом где-то идет вразрез вот с этими моими словами: там не обойдется провокационных заявлений.
Я склонен к самокопанию, но оно не помогает мне ответить на вопрос, что изменилось во мне за то время, что я занимаюсь музыкой. Что же до пресловутой взрослости — любая творческая личность должна быть ребенком в душе. Потому что взгляд ребенка на вещи всегда открытый, он не замутнен стереотипами, он не ищет корысти, не врет себе. И воспринимает вещи такими, какими они являются. А чем дальше, тем больше готовых ответов. И тем больше среди них не твоих.