Названием альбома сознательно отрезаны все неприятели, но своих может оказаться намного больше, чем предполагалось.
Открываю подряд несколько "Концертов недели" на нашем сайте. Centr, Каста, Ассаи, Баста/Ноггано, Триада, Noize MC - правда, именно они оккупируют из раза в раз этот табель настоящей востребованности артиста? Реже Многоточие, АК-47, Карандаш, еще пара имен. И все остальные - раз в месяц, ну два. А теперь еще раз смотрим на этот список и задаемся вопросом: "А на кой хрен читать про хастл, голожопых баб и декалитры щампанского, если ни один из авторов подобного рода стихов не может прокормить себя концертной деятельностью (другой у нас артисты не кормятся в принципе)?". Не говоря уже о покупке на заработанные гонорары этого самого шампанского. Слушатель готов голосовать рублем только за то, что ему близко и хоть как-то созвучно. Такие песни талантливо пишут все вышеуказанные артисты.
25/17 - группа, которая вскоре займет свое место в наших "Концертах недели", и уже начинает его занимать. Это настоящий русский белый рэп. Белый не в том смысле, что он противопоставляется черному, а в том же самом, например, что никому не придет в голову назвать творчество Эминема или Beastie Boys рэпом черным. Потому что непохож.
На этом сибирско-московском коллективе многие поставили штамп "наци-рэп", что с одной стороны, привлекает носителей бытового шовинизма, весьма активную аудиторию, которая готова и на концерт сходить, с другой - безусловно отталкивает многих. Но и те и другие останутся в дураках - на "Только для своих" не найти пищи для смакования этой зловонной темы. Просто это рэп сильных мужчин, у которых есть принципы, которые они готовы отстаивать не только словом, но и делом. И как у всех сильных, они с протестом.
Протестный рэп чаще всего вызывает умиление - сказать его авторам, кроме прописных истин нечего, и говорят-то они корявым языком. 25/17 через ранние релизы, через микстейпы сделали огромный шаг от неуклюжего хип-хопа к песням, будто бы выточенным мастерами на станке. Это не сермяжность прежнего Многоточия, это не уличный негатив Черной Экономики, не мужиковатость Витька и не издевка Ноггано. Это, извините за повтор, мужские песни, тот рэп, который человеку за 30 не стыдно слушать, а много ли у нас такого? Почти все перечислены в первом абзаце.
Уже по "Засада. Крепче стали" стало ясно - омичам удается не только давать первобытного жара и язвить на тему "негропоклонников" (этой теме зачем-то было посвящено несколько треков, а хватило бы и одного), но и говорить с обычным человеком на обычном языке. Линию великолепного "В городе где нет метро" на новом альбоме продолжили маленькие шедевры "Твой сын", "Я никогда не видел моря", "Вечная весна" и "Мотыльки". Какой "скинхед-рэп", о чем вы? Это честная лирика, трогательные слова, которые понятны должны быть вне зависимости от прописки и разреза глаз, поженившиеся на отличной музыке. И таких же вершин 25/17 достигли в злых, боевых песнях вроде "На линии фронта", записанной с правдорубами со стажем МСК и "Мы победим".
В прошлой рецензии на творчество тогда еще Иезекииля 25/17 мы гарантировали им расширение аудитории, как только они перестанут смотреть на мелочи российского хип-хопа. Так все и вышло. Но после такого альбома гарантировать уже ничего нельзя, остается только наблюдать - произойти может все что угодно.
Треклист:
01. Иезекииль 25:17
02. Два пять один семь
03. Только для своих
04. На городской карте
05. Твой сын
06. Собака
07. Место под солнцем
08. Раки
09. Никто не сможет меня остановить
10. Я никогда не видел моря
11. Игрок
12. Это все
13. Мотыльки п.у. Искра
14. Линия фронта п.у. МСК
15. Мы победим!
16. На крыльях мечты п.у. Грот
17. Вечная весна п.у. Искра
18. Мы победим! п.у. Београдски Синдикат, Грот, D-Man 55