Большой человек из Омска, D-MAN 55, в интервью prorap.ru вспомнил драки не так давно минувших дней, пообещал сделать второй альбом легче для восприятия и рассказал, как нужно отвечать на диссы.
Дмитрий Грабовецкий, он же D-MAN 55 – одна из самых заметных фигур в отечественном рэпе. Он выделяется не бешеными продажами, или регулярными конфликтами с известными MC. Диму будет очень сложно с кем-либо спутать прежде всего благодаря бронебойной подаче и прекрасно сочетающимся с ней внешним видом.
От Димы к D-MAN 55
Мое детство прошло в Казахстане в очень сложный период. Хотели переехать к отцу в Москву, где он на тот момент жил, но не получилось. В Казахстане тогда были обострены национальные отношения: 70 лет все управляющие должности занимали русские, по мнению коренных жителей, необоснованно. Если в 93-м в городе было 20-30% казахов, то с 97-го, наоборот, примерно столько осталось русских. За 4 года все, кто мог, уехали. В то время все были злые, и вариться в этой каше было довольно неприятно. «Гоп-стопили»: когда идешь за хлебом, уже знаешь, в какой магазин лучше не идти, враждовали между школами, между районами, между всеми, по-моему. Учиться в университете было не в моде.
Спортивные залы и улица были более актуальны?
Да, знаешь, мне вот в этом отношении даже симпатичны девяностые, когда все решала либо голова, либо сила, что, в общем-то, всегда было на Руси, а не деньги, как сейчас. Другое дело, что у 80% людей этих денег совсем не было. Тогда шли в спортзалы заниматься, а не продавать наркотики – наживаться на чужом горе. Я сам какое-то время занимался борьбой, правда, особых результатов не достиг.
Почему бросил спорт?
Тренер ушел в бизнес – на нас времени не осталось. Недолго ходили сами по себе, что-то показывали старшие или просто работали на «физику». А потом начались старшие классы – алкоголь, клубы, девушки, мне казалось это интереснее и нужнее, чем тягать железо. Позже, переехав в Омск, познакомился с Бледным, с другими ребятами.
Как это было?
Однажды увидел объявление в бегущей строке о рэп-концерте в «Кристалле». Пришел туда, подошел какой-то парень попросил глотнуть пива, я угостил. Ну и разошлись вроде. Потом подбегают какие-то люди и начинают мне восхищенно рассказывать, что это, мол, Бледный, группа «Ртуть». Потом на Любинском (проспект в центре Омска – прим. авт.) встретились случайно. На тот момент там хоть какие-то диски можно было доставать, прошлись, побеседовали. Третий раз, видимо, это судьба была, мы увиделись в центре города, когда он провожал девушку, свою нынешнюю жену, домой. Я его познакомил со своей компанией, и стали общаться. Позже я показал какие-то свои куплеты, ему понравилось две-три строчки, остальное порекомендовал выкинуть.
Из огня да в полымя
В то время рэпперов в Омске не любили почти все, начиная от простых гопников и заканчивая скинхедами. Дрались, наверное, раза по два на неделе, причем часто без особого повода.
В итоге все кончилось дракой, о которой до сих пор говорят в сети?
Не люблю этого вспоминать, давно пора точку поставить. Тогда просто наехали на нашего друга, причем когда он с женой шел, да и вроде относительное перемирие было. У них из тюрьмы вышел новый лидер, видимо, решивший установить свой порядок. В итоге, по договоренности произошла «встреча» между рэпперами и скинхедами, куда последних пришло в разы меньше. Сейчас многие из этих людей живут обычной жизнью, работают, детей воспитывают, мы здороваемся при случае. А тогда во время этой «стрелки» зарезали человека и милиция начала прессовать всех подряд.
Вашей компании тоже попало?
Одной из первых. На следующую ночь приехали задерживать: ко мне подошел человек в гражданке, начал размахивать перед носом оружием, мне стало неприятно, я выхватил у него ствол и встряс ему голову. Только когда услышал привычные «Стоять!», «Руки за голову!», понял, – не тот случай, чтобы сопротивляться. Нас отпустили потом, но перетрясли тогда весь город, наверное.
Ты выглядишь весьма внушительно. Находились люди, которые пытались тебе угрожать?
Был такой момент в моей жизни. Сидел дома, вдруг зазвонил домофон. Оттуда сказали только одно: «Выходи, наших бьют». Знаешь, забавно, у нас в России эта фраза вообще знаковая, именно с нее многие дела и начинаются. Я вышел, помог чем смог. А на следующий день мне звонят вроде как из прокуратуры, просят подъехать. Оказалось те, кто вчера «били наших», вот таким образом выманили меня. Аж на пяти машинах приехали, начали размахивать оружием. Пришлось им объяснять свои принципы и их неправоту, разошлись без кровопролития.
«Рэп – мой основной источник дохода»
В Америке рэп для большинства исполнителей – это единственная возможность нормально зарабатывать, от этого зависят его семья и дети. У нас рэп в основном читают ребята из нормальных, обеспеченных семей, больше занимающиеся им как хобби, учась в институте. Для меня же это единственный способ получать деньги на жизнь. Что-то делать просто так для себя – не вижу смысла, на это у меня не хватит времени.
То есть работать по специальности (D-MAN 55 заочно заканчивает экономический факультет ОмГУ) в планах нет?
Напрямую – нет, но я считаю высшее образование нужно. В вузе развиваешься, учишься говорить, формулировать свои мысли, с людьми общаться, эти навыки везде требуются.
Какие впечатления от первого альбома и когда ждать второго?
Первый альбом меня очень радует потому, что он получился, каким я его и видел. Я адекватно оценивал эту работу и не ждал особого внимания к этой пластинке. Глупо ведь рассчитывать, что на каждом углу будут говорить: "А ты слышал новый Димин диск?" Сейчас плотно занимаюсь вторым альбомом. Хочется его сделать для более широкой аудитории. Конечно, я не собираюсь изменять себе, просто хочу, чтобы он получился мягче и легче для восприятия, чем предыдущий. Уже давно готов материал у «Сибирского синдиката», но никак не получается довести все до ума.
Как ты считаешь, на диссы нужно отвечать словом или делом?
В любом случае, не надо создавать вокруг них лишнего ажиотажа, но и не реагировать на чьи-то вольности я не могу. Я считаю, надо с такими людьми встречаться лично, а потом слушателям демонстрировать запись, где бы этот разговорившийся признавал свои ошибки. Ничего другого выкладывать в сеть не надо. Так люди будут знать, что человек покаялся, а уж какие я ему приводил аргументы при встрече – это наше дело.
Тебя узнают на улицах?
Да, но почему-то предпочитают писать потом об этом в Интернет, мол, видел там-то и там-то, а так редко кто подходит, может и правда, вид такой устрашающий. Хотя если бы это не было навязчивым – взять автограф, сфотаться – почему нет. Прикольно, я же никому голову не откушу.