Лучше поздно, чем никогда...
http://www.rap.ru/review/&pos_id=2609
Хамиль – Феникс / Respect Production, 2004
Один из самых ожидаемых релизов года, работа над которым велась в течение двух с чем-то лет, оказался весьма непростым и неоднозначным продуктом. Таково сегодня положение Касты, что от них ждут многого. Очень многого. Планка, установленная альбомом "Громче воды, выше травы", остается недостижимой для подавляющего большинства участников рэп-игры. Альбом был прорывом – и теперь таких прорывов ждут от каждой следующей пластинки. Что и говорить, нелегкая ноша.
Лично мне вышеназванный "Громче воды, выше травы" (боготворимый еще три года назад) сегодня не кажется актуальным. Да, это классика, но ведь всему свой срок. Топтание на месте – путь в никуда. Было бы неумно по прошествии пяти лет делать кальку с трека "Мы берем это на улицах". И на примере сольников Влади и Хамиля мы видим, что Каста пошла по другому пути. По пути обогащения и усложнения текстовой составляющей, сознательно отсекая некую неподготовленную часть аудитории. Не отрекаясь от своих поклонников, но приглашая: хотите с нами? – соответствуйте. Подтягивайте уровень.
Новый альбом – солидный том, сборник причудливых историй и мистических притч. Очень емкий, требующий серьезного внимания. Фоновая музыка – это не про "Феникс". Как говорил в одном из интервью Влади, "Любовь-морковь расхватала на рифмы попса, поэтому нам приходится рифмовать про бакенбарды и канделябры". Вместо популярных частушек о черном бумере, фетише прыщавого гопника – получите пиры Валтасара и рассказы о том, как заживлять раны пламенем веры.
Содержание диска – пища для ума. Жирная мозговая кость блюда – цикл "Трилогия", величественная сага, которая правильно воспринимается только в комплекте с предисловиями и интерлюдиями. Атмосфера, восстанавливает в памяти эпос о Властелине колец или популярную стратегию Heroes of Might and Magic. Впечатляет чрезвычайно, причем не в последнюю очередь благодаря музыкальным изыскам Влади (который продолжает эволюционировать и совершенствоваться, являясь сегодня одним из самых умелых битмейкеров страны.). Особо выделил бы такие составляющие трилогии, как "Затмение" и "Секрет".
В более привычной для "Касты" манере выдержан трек "Под одним небом". Это о настоящем. О нынешнем времени и настоящих чувствах. Отсылает к социально-политическим реалиям сегодняшнего дня, подобно "На порядок выше" или "Про Макса". Жемчужина диска – "Сестра", уникальный образчик живого слога и высокого стиля. Еще раз убеждаешься, что Шым – поэт, каких в рэпе немного. А Влади – искушенный рассказчик и отличный актер.
Находка диска – "Черви ненависти" с Песочными людьми. Настоящий хардкор, выдержанный в стилистике рэпа конца восьмидесятых. Вообще, присутствие Психа, чьи бесноватые куплеты звучат в "Червях ненависти" и "Радости битвы", заметно украсило альбом. От Песочных стоит ждать больших дел.
"Вечер красит город" и "Гончая" – это старая, добрая, прекрасно всем знакомая Каста. Легко и доступно: отсюда и максимальная приязнь, которой пользуются эти треки. "Гончая" это импровизация на заданную тему, рамки которой установлены сюжетом старого анекдота. Но внутрь них была с успехом имплантирована весьма занимательная история с небанальной развязкой. "Вечер красит город" – это замечательное сочетание несочетаемого: романтика и образность Хамиля и бескомпромиссная конкретика Влади. Маршевая помпезность инструментала наносит на полотно финальные штрихи.
Было бы ошибкой говорить, что все в этом альбоме исключительно и прекрасно. Порой стремление к изысканности и витиеватости у Хамиля и Доброго Зла перегружает создаваемую ими картину лишними деталями. Что мешает целостности восприятия. Так это происходит в "Кукловоде" – рассказ затянут, сюжет теряет нерв и рассыпается на несколько несвязанных историй. Сюжет "Стона искалеченных земель" банален донельзя. "Радость битвы" – лоскутное одеяло из разноцветных кусков материи. Какие-то из них уместны и радуют слух, некоторые же огорчают банальностью сказанного или фактом подражания более искушенным коллегам по Объединенной Касте. Лично для меня маленьким открытием стал рэппер Дас, он же Митяй. На «Трехмерных рифмах» он не впечатлял, здесь же его припев в «Червях ненависти» и куплет в "Радости битвы" нельзя перепутать ни с кем другим.
В отличие от предыдущих дисков Касты, на альбоме не видно однозначного хита. Такого, что мог быть экранизирован и запущен в эмтивишную ротацию, дабы разбавить чрезмерную концентрацию на оном канале клипов фабричных эмбрионов. Скорее прочих на такую роль мог бы претендовать "Феникс". Хороша "Сестра", но дельцы шоу-бизнеса, услышав ее, хватаются за голову – слишком сложно, чтобы давать это в эфир. Заведомо выше уровня интеллекта среднего зрителя музканала. Хотя вещь – одна из самых интересных в творчестве Касты. То же самое с "Секретом" – отличный минус (напоминает "Ревность"), хорошие слова, но не для клипа. Да и все остальные треки с трудом вписываются в формат телевидения. Ужели не увидим новых клипов? Ведь снятому на "Червей ненависти" черно-белому хардкору дорога на телеканалы точно закрыта.
В нашей стране подавляющая масса населения считает рэп чужеродной культурой. Что далеко ходить, журналисты сайта Zvuki.ru (один из топ-сайтов музыкального рунета) в своих материалах безбожно перевирают имена и факты. Культура крайне низка, либо отсутствует вовсе. Культивируемые непрофессиональным подходом работников СМИ стереотипы о рэпперах как поголовно подонках и криминальных элементах играют свою негативную роль – от них ждут весьма предсказуемых действий и поступков. После успеха «Громче воды», после клипов «Не забывай свои корни» и «Про Макса», Касту узнали масс-медиа. И быстро попытались втиснуть их в рамки загодя приготовленного шаблона. На его основе от Касты ждали: провинциальной неотесаности и патетичных юношеских текстов. Наивного правдоискательства. Песенок уровня "как прет, невумате?". А получили: изысканность слога и небанальность сюжета. И взгляд на рэп как на самодостаточную культуру, не нуждающуюся в перенесении на родные ландшафты американских традиций.
Андрей Никитин