Набрёл в инете на материал.
думаю любителям музыки, да и вообще хорошего звука будет интересно.
Букаф много, но прочитать стоит.
начнём.
В недавнем докладе врача малазийского медицинского центра было отмечено, что развитие MP3-плееров только ухудшает ситуацию со слухом у владельцев портативных устройств. Вместе с тем, доктор Кулджит Сингх отмечает, что большинство любителей послушать музыку по дороге в институт или на работу, не спешит обращаться в клинику, так как процесс снижения чувствительности слуховых органов происходит постепенно и практически незаметно. Вместе с тем, большинство владельцев MP3-плееров постоянно слушают музыку на максимальной громкости, что за несколько лет может снизить диапазон воспринимаемых частот и привести к более серьезным проблемам.
Со временем человек начинает замечать, что он с трудом улавливает речь собеседника, а просмотр телепрограмм вызывает головную боль. Кроме того, снижается способность человека к оценке качества звучания акустики, так что не удивляйтесь, если вам в очередной раз будут доказывать, что звук фирменного CD не отличим от звучания копии в MP3 с низким битрейтом.
Проведённый Британским национальным институтом глухоты (RNID) опрос показал, что восемь из десяти владельцев MP3-плееров слушают музыку на громкости выше 80 децибел. Для сравнения, уровень шума от пневматической дрели составляет 100 децибел, а от взлетающего самолёта - 110 децибел. При этом максимальная громкость некоторых моделей MP3-плееров составляет около 105 децибел.
Врачи полагают, что люди должны быть предупреждены об опасности прослушивания музыки на большой громкости. В качестве варианта профилактической меры предлагается указывать информацию о норме громкости на корпусе устройства или в документации к плееру, сообщает BBC News.
В RNID подчёркивают, что инициатива института не имеет целью заставить людей отказаться от использования плеера в шумных местах (общественный транспорт, клубы, бары), где нагрузка на слуховые рецепторы и так многократно усиливается, но призвать пользователей ограничивать громкость самостоятельно. RNID предупреждает, что ослабление слуха может наступить в результате прослушивания музыки на высоком уровне громкости в течение долгого времени. Первым признаком потери слуха может является звон или гудение в ушах.
При этом в RNID полагают, что ответственность за охрану здоровья пользователей должны нести, в первую очередь, производители плееров. Развитие технологий и появление плееров с большим объёмом памяти позволяет слушать музыку часами. Как сообщают в RNID, некоторые производители (имена компаний не называются) уже обратили внимание на рекомендации института.
Чем дальше, тем ситуация становится только хуже. По мнению малазийских медиков, появление цифровых усилителей в MP3-плеерах привело к тому, что музыку в наушниках все чаще слушают "на максимуме". По мнению врачей, аналоговые усилители хороши тем, что на максимальной громкости они начинают давать искажения. В "цифре" подобного эффекта нет (естественно, мы говорим о дешевых плеерах, а не о hi-fi технике, нормально воспроизводящей звук на любой громкости). Причина такого использования портативной техники также лежит на поверхности: дешевые наушники на небольшой громкости просто не в состоянии нормально воспроизвести низкие частоты – основное мерило "качества" звучания на массовом потребительском рынке.
Пожалуй, тут следует немного отвлечься от предостережений врачей, достаточно частых но стабильно не имеющих особого успеха у "целевой аудитории". Проблема, если посмотреть на нее со стороны, оказывается куда более масштабной и связана она со всей электронно-музыкальной индустрии в целом. Можно сказать, что перевод музыки в цифры, начавшийся в начале 80-х, ныне затрагивает не только форму (тип носителя и устройства для прослушивания), но и содержание. Появление цифровой аппаратуры изменило подход к записи звука и, что самое интересное, к созданию музыкальных произведений. В конце концов, без синтезаторов и прочих цифровых примочек не было бы современной электронной и танцевальной музыки, имеющий все большее влияние и на музыку, называемую популярной.
Все эти факторы приводят к очень любопытному эффекту. Его можно оценить, послушав пару дисков на музыкальном центре стоимостью 100-200 долларов (самый популярный вариант в магазинах электроники), либо на штатной акустике в автомобиле (если у вас не Lexus с системой Mark Levinson в базе, конечно), либо на том же самом MP3-плеере. Для сравнения можно взять джазовый концерт (или любой альбом 70-х годов, вне зависимости от стиля) и что-нибудь современное: от электроники до попсы. Джаз на таком оборудовании будет звучать, мягко говоря, неидеально. Знакомому с тем, как звучит даже бюджетных hi-fi, сразу станут понятны недостатки системы: и бас плоский, и голос не "чувствуется", а уж если послушать трубу Луи Армстронга, то и совсем плохо станет от искажений и недостоверности. А вот современная музыка из разряда мэйнстрима, напичканная сэмплами и со сжатым динамическим диапазоном будет звучать вполне прилично: и басы появятся, и искажений вроде бы нет. Думаю, я не открою Америку, если скажу, что современная звукозапись как раз ориентируется на владельцев массовой потребительской электроники.
Пожалуй, первое что замечаешь, прислушавшись (то есть послушав несколько десятков дисков) к более-менее приличной системе – она играет качественно даже на минимальной громкости. Бас-гитара или ее электронный аналог отлично чувствуются, но не забивают другие инструменты и вокал. Дешевая техника "тихо" играть не умеет: басов не слышно, а все остальное легко "глушится" звуками с улицы или шумом поездов в метро. Добавим к этому расхожую систему оценки звучания типа "чем сильнее дребезжат стекла, тем лучше" и получим причину прослушивания плееров на максимальной громкости. С портативной техникой актуален и тот фактор, что музыку "на полную" дома на большой технике не очень то послушаешь, а с "затычками" ты ничем не ограничен.
Развитие популярной музыки (да и других направлений) также предопределяет тактику ее прослушивания. Если лет 30-40 назад исполнители "брали за живое" техникой исполнения, композицией и текстами, то сейчас музыка в большинстве своем стремится вызвать самые примитивные человеческие ощущения: будь то незатейливая лирика или оглушающий рев синтезированных электрогитар. Кстати, та же ситуация заметна и в американском кино: вместо сюжета и игры актеров наблюдается желание режиссера "дергать за веревочки" простых человеческих инстинктов.
В общем, медицинская часть проблемы здесь далеко не главное. В конце-концов, зачем человеку слух, если он общается исключительно по ICQ? Лично я отношусь к таким изменениям в обществе, как к стихийным бедствиям, бороться против которых – бессмысленно. Между тем, нельзя сказать, что прослушивание наушников вредно в любых случаях. Прежде всего потому, что головные телефоны – это хороший способ добиться высокого качества звучания при небольшом бюджете. Правда, источник придется использовать не портативный (среди них просто не существует моделей с приличным качеством звука), а стационарный. Например, отличные наушники Etymotic ER-4P, обеспечивающие отличное качество звука при миниатюрных габаритах, стоят всего 300 долларов. Топовые модели от известного производителя Shure – от 300 до 500 долларов. Полноразмерные наушники такого же ценового диапазона также звучат весьма приятно.
В России рынок качественного портативного аудио практически не развит, а вот в США можно приобрести качественный портативный усилитель размером с MP3-плеер, питающийся от девятивольтовой батарейки. К нему можно подключить плеер iPod (но только через линейный выход) и с такой связкой добиться гораздо более качественного звука, чем тот, что предлагают в Apple "из коробки". Есть и стационарные усилители для наушников. Недавно компания Rudistor Audio Systems, принадлежащая концерну Audio Research, выпустила усилитель для наушников класса hi-end, позволяющий подключение наушников как к балансным, так и к небалансным выходам. Серьезный подход к проектированию устройства позволил обеспечить стопроцентное отсутствие фоновых шумов и помех. Стоимость устройства – на уровне неплохого домашнего усилителя или ресивера – чуть больше 1000 долларов.
Пожалуй, наиболее ярким примером "ответственного" подхода к созданию наушников является модель Sennheiser Orpheus, выпускаемая ограниченной серией.
Наушники продаются со специальным ламповым усилителем, а технология изготовления позволяет воспроизводить частоты вплоть до 100 тысяч герц. Стоимость этого "произведения искусства" (имеющего мало общего с теми изделиями, которые принято называть наушниками в обычной жизни) составляет около 15 тысяч долларов.
Впрочем, для меня понятие "качественных" наушников начинается, грубо говоря, с моделей стоимостью от 50 долларов. По сравнению с тем, что можно найти в комплекте с MP3-плееров даже тысячерублевые "телефоны" звучат в сотни раз лучше. Проблемы, описанные в начале статьи относятся как раз к прослушиванию массового плеера с комплектными наушниками и "комплектной" музыкой. На этом фоне фантастически смотрятся попытки музыкальных компании и электронной индустрии "пробить стену" MP3 за счет выпуска музыки в форматах SACD и DVD-Audio. Если печальные прогнозы врачей сбудутся, половина населения этой планеты просто не сможет отличить звук SACD-диска от звучания MP3-CD типа "все альбомы в новом звуковом формате".
Опубликовано 6 сентября 2006 года
Текст: Константин Гончаров
Отредактировано PELMEN (2007-05-04 11:55:24)