Илья Стогов известен всякому, кто интересуется современной литературой. "Мачо не плачут", "mASIAfucker" - это то, что можно без всяких оговорок рекомендовать к чтению. Не так давно Илья открыл серию под названием "Стогoff Project", посвященную современным субкультурам. В ней и вышла книга "Грешники", фрагмент которой мы публиковали не так давно. В связи с тем, что в серии анонсирована книга о хип-хопе, мы обратились к писателю с блиц-интервью.
Расскажите о планируемой серии "Стогoff проджект". Какие темы будут затронуты в ней и почему хип-хоп занял место в этой серии?
Лично мне истории о выдуманных приключениях ненастоящих людей уже вот где. Хочется понимать, в какое время я живу, и в какой стране. Судя по тому, что первые два выпуска «Проджекта» продались каким-то невероятным тиражом и спустя две недели после релизов типографии были заказаны допечатки, — мою эмоцию разделяет довольно много людей.
Это не совсем серия. Это гибрид серии и журнала. Идея состоит в том, чтобы каждый месяц читатель получал новую книжку, рассказывающую о том, что происходит вокруг. Причем происходит ИМЕННО СЕЙЧАС.
«Новая альтернатива», русский фэшн-бизнес, большие рейвы, левые радикалы, красивый криминал, — ну и хип-хоп. Там будут не только мои книжки, — к проекту подтянуто довольно много журналистов и просто приятной публики. До Нового года выйдет пять или шесть номеров.
Чем человека, чья молодость прошла под звуки рока, может заинтересовать хип-хоп?
Как слушателя — ничем. Не скажу, что я офигенный поклонник хип-хопа. Другое дело, что рок-н-ролл умер уже лет двадцать как, а музыка в целом-то по-прежнему развивается. Хип-хоп сегодня это реально актуальная штука, а джаз, рок-н-ролл и классическое техно, это все-таки ретро.
Знакомы ли вы лично с кем-то из реперов?
Да. Знаком с довольно многими. Не уровня Сереги или Титомира, а с действительно свежей кровью. Но, — повторюсь: строить из себя знатока не стану. Мне все-таки уже 35. Интерес к этой музыке у меня довольно умозрительный.
Ходят слухи о резких словах, которые были сказаны в ваш адрес участниками Касты?
До прошлого года на Петербургском телевидении у меня было свое еженедельное шоу. «Каста» туда приходили года два назад. И в общем передачка вышла резонансной: разговор парни начали с того, что обозвали меня старым пнем, ни хрена не понимающим, а потом пообещали за вопросы мои позорные хорошенько навалять мне после съемок.
Выглядело это так красочно, что несколько раз этот сюжет я специально ставил на повтор. Другое дело, что если бы Каста были группой с Восточного побережья США, то возможностей для подобных трюков у них было бы по две в месяц. А у нас даже такие звезды первой величины, как «Каста» явно пребывают в условиях медиа-дефицита. Они так редко бывают на телеке, что потом теряются перед камерами. И состроить из себя реальных гангста у них, если честно, не получается.
Конечно я бы хотел, чтобы «Касту» приглашали бы поучаствовать в передачах как можно чаще. Тогда, глядишь, — они бы когда-нибудь все-таки навешали бы ведущему и стали бы героями первых полос.
Сейчас на Западе хип-хоп пропагандирует роскошную жизнь - клипами, образами артистов, текстами песен. В последнее время подобные проекты возникают и у нас. Как вы относитесь к такому явлению, к такой позиции?
Без интереса. Слишком разный менталитет. Для нью-йоркера, каждый день видящего черную братву из окна, такие клипы естественны. Для ленинградца этот видеоряд не очень понятен. Кто эти люди? Почему именно они богаты? Это внуки Ельцина? Или их папа сидит на нефтяной трубе? Но почему тогда они поют «Будущие мамы», а не «Владимирский централ»?
Что вы думаете о модных в последнее время книгах "из жизни богатых" - Робски, Минаев, Маркович. Читали?
Онанистический восторг от того, как все-таки классно мы тут все отжигаем, — эмоция, которую читателю бывает нелегко разделить с автором. И потом, — не стоит преувеличивать масштабы явления. Лично я никогда не писал о богатых, и при этом мои тиражи на порядок выше, чем у большинства этих «Гомеров Рублевки».
Вы - магистр богословия. Что вы думаете на тему: нужна ли религия молодежи? Совместима ли она с образами жизни, которые пропагандируют различные субкультуры, в том числе и музыкальные?
Что значит «нужна ли религия»? Нужен ли каждому из нас ответ на вопрос зачем вокруг творится то, что творится? Жить, как животное, зарабатывая, а потом тратя, — удовольствие-то так себе. А нигде кроме христианства альтернативы-то ты и не найдешь.
Христианство, — это ведь не бородатые старики, говорящие на непонятном языке. Христианство, — это жить так, как хочешь… Найти то, что действительно нужно… И «музыкальные субкультуры, — это что-то из той же самой оперы. Любое молодежное движение всегда ориентировано на правильные (христианские) ценности. На то, чтобы быть свободным. На то, чтобы не жить механически, а поступать согласно СОБСТВЕННОМУ выбору. На поиск общего языка с окружающими, — которые похожи на тебя, или не похожи… Вопросы ставятся правильные, другое дело, что ответы бывают не очень.
На самом деле знать куда он идет человеку важнее, чем дышать. На самом деле единственное, что каждому из нас по-настоящему необходимо, это быть любимым. Быть тем, кого ценят дороже всего на свете. Ради этого миллионеры наживают состояния, а маньяки совершают преступления. Ради этого вообще все на свете происходит. И нигде, кроме христианства ты этого не найдешь.
В ваших произведениях главные герои пьют много алкоголя, предпочитая пиво. Значит ли это, что и вы сами любитель пенного напитка?
Я свое отпил. После того, как пять лет назад у меня родился второй ребенок, алкоголь я не пью. Не из-за чего-то там, а просто после тридцати каждый должен выбирать: что для тебя действительно ценно? Я предпочел семью и работу. Ну, а если кто-то предпочтет сдохнуть молодым, — тоже неплохой выбор…
Руслан МУННИБАЕВ